Мотолодка “Казанка 5М4” — прогулочное судно с остроскуловыми обводами. Высокая мореходность обеспечивается большой килеватостью носовых шпангоутов и высокорасположенной в носовой части скулой с брызгоотбойниками. Корпус мотолодки – клёпанный, с запалубленной носовой частью, состоит из поперечного силового набора – девяти шпангоутов, обшивки, продольных жесткостей и подкрепляющих элементов. Продольными силовыми элементами являются рифты на днище и на борту, скобы и профили в соединениях днища с бортом, нижней части борта с верхней частью (пилоном) и по килю. Корпус изготовлен из алюминиевого сплава. Основные детали корпуса соединены заклёпками. Стыковка бортовых и днищевых листов осуществлена скобами, являющимися одновременно брызгоотбойниками. После сборки мотолодка грунтуется и окрашивается водостойкой краской. Мотолодка разделена на носовой отсек и рабочий отсек – кокпит.

kazanka3-index

kazanka2-index1

Мотолодки «Казанка-5М4» в наличии на складе в г. Москва.
dsc02527aaa  3 dsc02636zz dsc02635xx

История мотолодки «Казанка»

«Казанка»… как много значит это слово для многих владельцев данной мотолодки. Даже для посторонних ни разу не ездивших на ней, это слово стало нарицательным. Мотолодка «Казанка» выпускается и по сей день. Производит ее ОАО «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова», ранее бывшее государственным предприятием. За все годы производства было выпущено около десятка различных модификаций данной мотолодки.
Сегодня выпускается 2 модели – это Мотолодка “Казанка 5М4”, которая по большей степени уже относится к категории катеров, куда она и внесена на нашем сайте и мотолодка “Казанка-6М”.
Плоскодонная дюралевая глиссирующая «Казанка» долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 г., когда все модификации этой лодки (включая «Казанку-М» и «Южанку») были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц.

Казанка-М» отличаются от исходной модели — «Казанки» — бортовыми булями, приклепываемыми в кормовой части корпуса. Були имеют герметичную конструкцию и объем 52 л, увеличивают общую ширину лодки на 400 мм и служат дополнительными отсеками плавучести, обеспечивающими непотопляемость лодки. На многих лодках серии були заполнялись пенополистиролом.

При движении прямо вперед нижняя рабочая поверхность Булей находится выше ходовой ватерлинии, а при опасных для «Казанки» резких поворотах эта поверхность начинает «работать»: образующаяся на ней гидродинамическая сила препятствует увеличению крена на циркуляции.

Моторостроители продолжали наращивать мощности моторов, угнаться за которыми при помощи полумер было уже невозможно. Многим было мало и достаточно серьезных по тем временам 25-30 л.с., которые обеспечивали модифицированные “Вихри” и моторы “Москва” — начиналось повальное увлечение двухмоторными установками, благо бензин был относительно дешев.
Требовалась принципиально новая лодка, и в начале семидесятых с конвейера КАПО стала сходить пятиметровая шестиместная “Казанка-2” под мотор до 50 л.с. — хотя и под той же “тридцаткой” новинка бегала неплохо. Мореходность новой “Казанки” тоже была на порядок выше, чем у предшественницы — паспортные данные разрешали прибрежные плавания при волнении до 3 баллов (высота волны 0.75-1.25м). Именно с этой модели продукция КАПО обрела фирменные изогнуто-килеватые “туполевские” обводы, заимствованные у довоенных торпедных катеров. «Казанка-2М» — самая крупная и вместительная из выпускавшихся отечественной промышленностью мотолодок (снята с производства в начале 80-х годов). Корпус лодки клепаной конструкции из дюралюминия имеет остроскулые глиссирующие обводы с «закрученным» днищем.

Благодаря увеличенной длине и малой килеватости днища в кормовой части, судно обладает неплохими ходовыми качествами даже под одним мотором мощностью 30 л.с. Со штатным винтом на моторе «Вихрь-30» лодка развила на испытаниях скорость 26,7 км/ч с шестью и 38,3 км/ч с двумя пассажирами на борту.

Габариты:
kazanka_tech

Поперечный набор корпуса состоит из 10 шпангоутов; на днище, бортах и палубе выштампованы для повышения жесткости тонкой обшивки невысокие гофры. Герметичность заклепочных швов обеспечивается с помощью уплотнителей и шпаклевки. Герметичные форпик и ящик, расположенный в кокпите под двумя кормовыми сиденьями, с общим объемом около 380 л, обеспечивают непотопляемость лодки. Имеются два закрытых багажника — носовой для хранения походного снаряжения и кормовой — для топливных баков. На стоянке в кормовой багажник может быть заперт подвесной мотор.

Кокпит с размерами 2,48 х 1,13 м оборудован шестью мягкими сиденьями, которые раскладываются в два спальных места. Два средних сиденья складной конструкции могут быть убраны в багажный отсек. Под передними сиденьями оборудованы небольшие ящики для одежды и снаряжения. В кокпите и багажнике уложены съемные рифленые металлические пайолы. Лодки снабжались тентом, комплектом дистанционного управления мотором, ходовыми огнями, веслами.

Подвесные моторы устанавливаются на выносном кронштейне за транцем мотолодки, что позволило повысить высоту борта в корме. Однако, вследствие короткого дейдвуда отечественных моторов это не решает полностью проблему обеспечения мореходности лодки — моторы на кронштейне легко заливаются попутной волной, хотя сама лодка, благодаря высокому надводному борту, заостренным обводам в носу и высоко поднятой у форштевня скуле, обладает хорошими мореходными качествами и может эксплуатироваться на волнении до 3 баллов.

Если укрепить корпус, на «Казанке-2М» можно установить автомобильный двигатель, что помимо повышения скорости улучшает мореходные качества и повышает надежность механической установки. Правда при этом пассажировместимость лодки уменьшается до 4 человек.
Чуть позже «Казанки-2» появилась и ее младшая сестра — “Казанка-5” длиной 4.5 м, практически с теми же обводами, сочетающими в себе высокую килеватость носовой части и на миделе (22°) и сравнительно плоское днище в корме (5°). Благодаря S-образной линии скулы лодка стала не менее узнаваемой, чем старая “Казанка”, и послужила примером для множества подражаний (достаточно вспомнить, например, мотолодку “Воронеж”). В 1977 г. корпус, рассчитанный под мотор до 30 л.с., был подкреплен, и на модифицированную “Казанку-5” разрешили ставить два мотора суммарной мощностью 55 л.с.
Мотолодка «Казанка-5» выпускалась авиазаводом им. С. П. Горбунова в течение 6 лет, начиная с 1972 года. Судно проектировалось с расчетом на повышенную мореходность и комфортабельность при ограниченной мощности подвесных моторов, выпускаемых отечественной промышленностью. Для обеспечения возможности глиссирования с одним мотором мощностью 25 — 30 л. с. приняты обводы корпуса с относительно малой килеватостью днища у транца и с сильным заострением носовой оконечности. Следствием этого являются хорошие ходовые качества и малый дифферент при плавании с полной нагрузкой. При ходе на волнении, лодка, врезаясь в волну, поднимает много брызг, которые ветром забрасывает в кокпит. Малый ходовой дифферент обуславливает увеличенную смоченную длину корпуса, поэтому максимальная скорость «Казанки-5» оказывается несколько ниже, чем других лодок аналогичных размерений.

На «Казанке-5» разрешена установка одного мотора мощностью не выше 30 л. с. Корпус мотолодки клепаной конструкции из дюралюминиевого сплава; помимо набора, жесткость днища и бортов обеспечивается благодаря штампованным рифтам и высадкам. Соединения листов обшивки по килю и на бортах усилены прессованными профилями. Масса корпуса — 145 кг. Непотопляемость обеспечена блоками пенопласта, которые закреплены в носу и корме под палубой. В случае заливания волной лодка остается на плаву со всеми сидящими в ней пассажирами.

В модели «Казанка-5» мотор навешивается на выносном кронштейне. Проще стала конструкция кормовой части корпуса, так как отпала необходимость в самоотливной нише — надводный борт на транце имеет достаточную высоту, чтобы исключить заливание водой. Несколько улучшилась центровка лодки благодаря выносу мотора (или даже двух) за транец.

Испытания варианта «Казанки-5», снабженной рецессом, показали не худшие, чем с кронштейном, ходовые качества, поэтому начиная с 1978 года освоено производство и этого варианта лодки.

В форпике оборудован носовой багажник, отделенный от кокпита наклонной глухой переборкой. Для укладки вещей в него на палубе оборудован люк с крышкой, которая может быть заперта на замок. В кокпите устанавливаются 4 складывающихся мягких кресла; по бортам оборудованы полочки и шкафчики для мелких предметов. Кокпит закрывается тентом с отстегивающимися боковинами.
Казанка-5М» пользовалась достаточно высокой популярностью и завоевала немало приверженцев. У модели «5М» выносной кронштейн рассчитан на установку двух моторов, что дало возможность после многократных испытаний лодки на прочность корпуса и безопасность плавания увеличить допустимую мощность моторов с 30 до 55л.с.

Чтобы гарантировать водонепроницаемость транца, отверстия для прохода ДУ реверсом и газом уплотнены резиновой шайбой; места сгибов обшивки и палубы изнутри заглушены угловыми накладками.

Вместительный носовой багажный отсек наглухо отделен от кокпита наклонной водонепроницаемой переборкой на шп.3, представляющей собой удобный упор для ног водителя и сидящего рядом с ним пассажира. На носовой палубе с выштамповками измененной формы появился соответствующий люк для доступа в багажный отсек, причем крышка этого люка снабжена замком, позволяющим закрывать и открывать ее с палубы и запирать на замок из кокпита.

Граненое ветровое стекло заменено панорамным изогнутым, окантованным декоративным металлическим профилем и имеет центральную стойку. Со стороны водителя на стекло в дальнейшем будет устанавливаться стеклоочиститель с ручным приводом. По бокам ветрового стекла устанавливают ходовые отличительные огни. Ходовой огонь планируется перенести на центральную стойку стекла.

В кокпите (под бортовыми участками палубы) появились боковые полочки для рыболовных принадлежностей и мелких вещей; две из них снабжены закрывающимися крышками. Кроме того, сделаны закрывающийся шкафчик на передней панели — перед пассажиром и две ниши — выемки для мелких вещей на защищенной наклонным стеклом части палуб. Литой металлический штурвал устаревшей формы заменен пластмассовым современного «автомобильного» вида.

Кормовые сиденья теперь сделаны несъемными и несколько смещены назад, по сравнению с прежним расположением задних кресел; это улучшает центровку полностью загруженной мотолодки. За спинками сидений оборудованы полочки для инструмента.

Крышки несколько укороченного кормового багажника откидываются так, что в открытом положении образуется удобный проход в корму, который облегчает подход к мотору.

Принципиально переработана конструкция дистанционного управления реверсом и газом; применен трос в боуденовской оболочке, что позволило обойтись без возвратных пружин.

Края тента теперь прикрепляются не с помощью ремешков, а быстрооткрывающимися замками по краю комингса. По бортовой палубе теперь можно ходить даже босиком: она совершенно гладкая, так как скобы крепления ремешков тента сняты.

Даже полностью залитая водой лодка с мотором теперь остается на плаву с сидящими пассажирами.
Конструкторы КАПО достаточно оперативно отреагировали на пожелания водномоторников, снабдив очередную модификацию — “Казанку-5М2” — привычным подмоторным рецессом. Эта лодка сменила предыдущую в 1978 г. и с небольшими изменениями в планировке кокпита, конфигурации ветрового стекла и т.д. выпускалась до конца восьмидесятых.

Но главный недостаток представляли собой, как ни странно, именно фирменные “закрученные”
Учитывая отзывы потребителей, а также результаты выступлений на традиционных соревнованиях на призы “КиЯ”, конструкторы КАПО взялись за дело, и в 1989 г. привезли на наши соревнования “Казанку-5М4”, внешне практически ничем не отличавшуюся от прежней модели.
Изменения мог заметить лишь опытный глаз — на смену “туполевским” обводам пришли выпукло-килеватые с увеличенным объемом носовой части и более плавной линией скулы. Килеватость на транце возросла до 8.5°.

Модернизация заметно сказалась на ходовых качествах лодки — скорость под “Вихрем”-тридцаткой поднялась с 34 до 40 км/ч. На упомянутых гонках в Елгаве заводчане завоевали главный приз “Золотой винт”, показав наивысший результат в 100-километровой маршрутной гонке.
Примерно к началу 1990 года относится и появление джонбота “Казанка-6” и его модификации “Казанка-6М” с более плавным подъемом плоского днища в носу — легкой, но грузоподъемной и вместительной хозяйственной лодки, вызвавшей немалый интерес не только у любителей отдыха на воде, но и у тех, кому лодка помогала зарабатывать на жизнь.
«Казанка 6М» изготавливается из легких дюралюминиевых сплавов и предназначена для эксплуатации в пресной воде в районах с умеренным и холодным климатом при температуре воздуха от минус 5С до плюс 50С и высоте волны не более 0.2 м. с удалением от берега не более 0.5 км. Лодкой «Казанка 6М» способен управлять даже ребенок. Она прекрасно подходит для активного отдыха на воде, рыбной ловле и небольшим водным прогулкам по озерам и рекам.
Основные достоинства лодки это – малый вес, прочность корпуса, простота управления и низкая себестоимость. При сегодняшних ценах на дюралевые мотолодки, «Казанка6М» является, самой экономичной и надежной мотолодкой Российского производства.

 Перед использованием фотографий моторной лодки «Казанка 5М4» просьба связаться с компанией «ИНФОПРОМ авто».